"Именем Екатерины нареченный" Всекубанский урок. Казачьей направленности. Классный руководитель - Гладенко В.Л.Vsekubanskii_urok.doc 

 

 

 

Бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №21"

     Описание передового педагогического опыта Гладенко Валентины Леонидовны,

учителя начальных классов

БОУ СОШ № 21 села Красносельского Динского района.

  Педагогический стаж – 22 года. Специальности по дипломам – преподавание в начальных классах общеобразовательной школы; русский язык и литература; практическая психология.

      Тема:  «Влияние организации  учебно-воспитательной работы в классе казачьей направленности на уровень школьной мотивации».

     При наборе детей в первый класс у меня, как педагога-психолога, есть возможность одной из первых  узнать из собеседования с детьми и родителями будущих первоклассников, каким будет этот класс, какие дети в него объединились, с какими проблемами в процессе обучения и воспитания придется столкнуться учителю. Данный класс оказался совсем не простым. Из 19 человек в классе 12 мальчиков и только 7 девочек.  6 учащихся воспитывается в неполных семьях, есть ребенок, находящийся под опекой. Большинство детей ярко проявляют свои лидерские качества. Дети очень подвижны, некоторые склонны к проявлению агрессии  друг к другу.

     В течение сентября и октября 1 класса  мною велось наблюдение за процессом адаптации учащихся к школе. Велась диагностика, связанная с определением  уровня процесса привыкания ребенка к школе и уровня его мотивации к учению. Данные диагностики показали, что

 

     Чтобы правильно организовать учебно-воспитательный процесс в  данном классе, необходима особая система планирования воспитательной работы. С учетом особенностей данного класса одними из главных аспектов воспитательной работы  были выбраны духовное, нравственно-патриотическое и спортивное направления. Все три направления    являются приоритетными в работе классов казачьей направленности. При грамотном планировании они должны решить проблему низкой мотивации к учебе.

      В нашей стране старая идеология умерла, но взамен очень долго не появлялось новой идеи, на которой можно было бы строить патриотическое воспитание подрастающего поколения граждан России. На Кубани такая новая идеология нашлась. Ее не нужно было изобретать, только вспомнить о славных подвигах и делах предков – кубанских казаков.

     Открытие классов казачьей направленности в школах предполагает создание благоприятной культурной среды для  воспитания подрастающего поколения. Краснодарский край – казачий край. Каждый народ обладает своей исторической памятью, традициями, в которых запечатлены его духовные ценности. Они отражены в поселениях и жилищах, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных праздниках и обрядах. Культура кубанского казачества богата и разнообразна.

             Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Не случаен интерес юного поколения к своим истокам, своим корням. Воспитание  любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей  «малой родине», ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица. Работа в классе казачьей направленности поможет наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников.

       Цель воспитательной программы класса казачьей направленности: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе изучения  краеведения, традиций, истории края, культурного наследия предков.

        Программа рассчитана на 4 года (время обучения в начальной школе). При переходе детей в среднее звено школы необходима преемственность.

         Задачи программы:

1)      формировать у детей желания поступать в соответствии  с нравственными ценностями и правилами (жить по совести);

2)      развивать способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека;

3)      воспитывать стремление к любви, добру, толерантности;

4)      приобщать детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом;

5)      дать знания в области православной культуры для духовно-нравственного и эстетического развития личности;

6)      развивать физические способности учащихся, используя заложенный в них потенциал.

В соответствии с программой  класса казачьей направленности  используются следующие формы работы :

1)      работа с родителями учащихся;

2)      работа на уроках кубановедения;

3)      введение регионального компонента на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, музыки, физической культуры;

4)      занятия кружка «История казачества»;

5)       занятия кружка «Основы православной культуры»;

6)      занятия  спортивного кружка «Казачьи забавы»;

7)       организация воспитательной внеурочной работы в классе;

8)      участие во всех районных и сельских мероприятиях, связанных с работой казачьего общества.

     Чтобы организовать класс казачьей направленности, необходимо заручиться поддержкой родителей. Еще до поступления детей в школу, во время подготовительной работы, было проведено родительское собрание, на котором  родители познакомились с основными идеями предстоящей работы. Решение о создании казачьего класса было принято родителями с пониманием. Многие родители оказывают постоянную поддержку в организации мероприятий в классе, помогают детям в поиске  интересных сведений, связанных с историей их семей, историей села. Особенно важна их помощь при проведении экскурсий с выездом. Родители с удовольствием принимают в них участие, вместе с детьми изучая историю родного края. Лектории для родителей тоже часто связаны с казачьей тематикой.

     Жизнь в классном коллективе строится на выполнении казачьих заповедей .

Казачьи заповеди.

Никогда не обижай слабого, не воюй с ним.

Не трать своей души на ненависть, зависть.

Будь послушным, будь опрятным.

Будь законопослушным, но помни – душа твоя принадлежит только Богу, и да не проникнет в нее зло человеческое.

Храбрые всегда добрые, потому как они сильные.

Люби Россию, ибо она твоя мать и ничто в мире не заменит тебе ее.

Люби все, что с ранних лет ты  впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Кубани.

Человеку с малых лет плохо, если корней у него нет.

У любого человека должны быть, кроме родителей, четыре корня:

                              -родная земля,

                              -родной язык,

                              -родная культура,

                              -родная история.

  Важен и   Устав казачьего класса . Эти документы были разработаны  учениками, их родителями и учителем  в ходе совместной работы.

Устав казачьего класса.

Юные казачата обязаны:

1.Выполнять устав казачьего класса.

2.Добросовестно учиться, изучать историю родной Кубани, ее традиции праздники, культуру, обычаи.

3.Знать свою Родословную.

4.Соблюдать школьную дисциплину.

5.Уважительно относиться к людям старшего поколения и своим сверстникам.

6.Защищать младших и помогать им.

7.Бережно относиться к окружающей среде.

8.Беречь имущество школы.

9.Принимать активное участие в жизни школы и села.

        Уроки кубановедения – это тоже важнейшая часть работы в казачьем классе. Важно не ограничиваться изучением предмета по учебнику. Урок кубановедения открывает для детей большие возможности. Здесь ребенок учится  самостоятельно находить интересующий его материал, пользуясь при этом всеми современными способами. Получает первые навыки исследовательской работы. При планировании уроков кубановедения важно помнить о возрастных особенностях детей и о главной цели этих уроков – привитии интереса к истории и культуре Кубани. Знания детей останутся надолго, если форма уроков будет игровой (Приложение 4).

     Возможность включать региональный компонент есть у учителя практически на каждом уроке. И особенно легко это сделать на уроке чтения. Литература Кубани богата и разнообразна. Это  пословицы, сказания, легенды, поэтические и эпические произведения кубанских авторов. Они дают представление детям об особенностях кубанской культуры, кубанского говора. Творчеству кубанцев может быть посвящен и целый урок (Приложение 5), и просто небольшая его часть.

     За три года существования класса казачьей направленности история казачества была и кружковым занятием, и учебным предметом.  Это зависит от возможностей учебного плана. Сложность планирования этой работы состоит в том, что на данном этапе в крае разработаны программы по истории казачества  для средней школы. Для планирования работы в начальной школе мною была использована книга Ситдиковой Н.В. «Моя Кубань». Особенность планирования в 1 классе – опора на изучение сказок, преданий и легенд, а также  на практическую деятельность детей  –  рисование. Это соответствует возрастным особенностям учащихся.

 Планирование кружковой работы в 1 классе «История казачества» составлено на основе:

Ситдикова Н.В. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края

Ростов – на – Дону, издательство «БАРО-ПРЕСС», 2005 год.

 

Дата

Тема занятия

Примечания

1.

 

Край Краснодарский, край казачий. Вводное занятие.

 

2.

 

Я – из семьи казаков.

 

3.

 

Стихи кубанских поэтов.

 

4.

 

Конкурс стихов о Кубани.

 

5.

 

Разучивание отрядной песни.

 

6.

 

Легенды и были Черноморья. Пшада.

 

7.

 

Природа нашего края.

 

8.

 

Рисование на тему «Природа нашего края»

 

9.

 

Принятие присяги на верность казачеству.

Поездка в г. Краснодар

10.

 

Краснодар – столица Кубани. Рисование по впечатлениям от поездки.

 

11.

 

Времена года на Кубани.

 

12.

 

Кубань – здравница России.

 

13.

 

Легенды и были Черноморья. Легенда о тополе, гранате и кипарисе.

 

14.

 

Рисование на тему «Легенда о тополе, гранате и кипарисе».

 

15.

 

Первые поселения на Кубани. Курганы и дольмены.

 

16.

 

Легенды и были Черноморья. Жемчужина Горгиппии.

 

17.

 

Рисование на тему «Жемчужина Горгиппии.»

 

18.

 

Кто такие казаки.

 

19.

 

Жилища казаков.

 

20.

 

Внутреннее убранство казачьей хаты.

 

21.

 

Мужской казачий костюм.

 

22.

 

Костюм казачек.

 

23.

 

Рисование на тему «В казачьей хате».

 

24.

 

Легенды и были Черноморья. Как сын перенес больного отца через горы.

 

25.

 

Рисование на тему легенды.

 

26.

 

Казачья пища.

 

27.

 

Конкурс казачьих рецептов.

С участием родителей

28.

 

Семейный быт.

 

29.

 

Семейный спортивный конкурс «Казачьи потехи»

С участием родителей

30.

 

Обряды и праздники на Кубани.

 

31.

 

Рисование на тему «Праздники на Кубани».

 

32.

 

Народные промыслы и ремесла.

 

33.

 

Рисование на тему «Труд казаков».

 

34.

 

Традиции и обычаи казаков.

 

35.

 

Казак и родители.

 

36.

 

Отношение к старшим.

 

37.

 

Конкурс вежливых наук.

 

38.

 

Рождение казака в семье.

 

39.

 

Конкурс на звание «Казачок».

С участием родителей

40.

 

Воспитание женщин – казачек.

 

41.

 

Конкурс «Рукодельница».

С участием родителей

42.

 

Казак в быту.

 

43.

 

Рисование на тему «Казак в быту»

 

44.

 

Казачья честь.

 

45.

 

Конь и кинжал для казака.

 

46.

 

Этикет у казаков.

 

47.

 

Посещение музея в ст. Динской.

Экскурсия

48.

 

Кубанская речь.

 

49.

 

Рассказы кубанских писателей.

 

50.

 

Народное поэтическое творчество.

 

51.

 

Конкурс казачьих пословиц.

 

52.

 

Музыкальная жизнь края.

 

53.

 

Разучивание отрядной песни.

 

54.

 

Разучивание казачьих песен.

 

55.

 

Разучивание казачьих песен.

 

56.

 

Изучение истории края .Е.Д.Фелицын.

 

57.

 

Посещение музея имени Е. Д. Фелицына                в  г. Краснодаре.

Экскурсия

58.

 

Художники Кубани.

 

59.

 

Посещение музея имени Ф.А. Коваленко.

Экскурсия

60.

 

Участие казаков в войнах.

 

61.

 

Рисование на тему «Казак в бою».

 

62.

 

Кубань – житница России.

 

63.

 

Утренник «Хлеб – всему голова».

 

64.

 

Легенды и были Черноморья. Абрау – Дюрсо.

 

65.

 

Кубань олимпийская. Конкурс рисунков.

 

66.

 

Легенды и были Черноморья. Долина счастливых родников.

 

67.

 

Игра – путешествие «По родному краю».

 

68.

 

Итоговое занятие. Наша Родина – Кубань.

 

 

        Во 2 классе план работы по предмету составлялся с большей степенью теоретизации материала. В 3 классе на занятиях по истории казачества  дополнительно  было использовано учебное пособие по кубановедению Л. Гринь «Природа родного края».

В 4 классе предполагаю планирование данного предмета на основе историко-этнографического курса, разработанного Масловым А.В. «Кубанская старина. Жизнь и быт казаков».

     Как сделать историю живой? Как дать детям возможность не только увидеть, услышать, но и почувствовать дыхание старины? Этому во многом способствуют экскурсии. Экскурсионные поездки занимают особое место. Рождение казачьего класса началось с поездки в г. Краснодар для принятия присяги казачат (Приложение 7). Большую помощь оказали в этом родители учащихся, так как первоклассников организовать в такой поездке достаточно сложно. Приняв участие в таком значительном мероприятии, дети почувствовали свою сопричастность к некой единой системе, большому сообществу.

     Далее у нас были экскурсии в музеи края:

-музей станицы Нововеличковской (МОУ СОШ №35)(Приложение 8);

- музей имени Е.Д. Фелицына  в г. Краснодаре (Приложение 9);

- музейный комплекс «Атамань»(Приложение 10);

- исторические места г. Краснодара(Приложение 11);

В ближайшее время запланирована поездка в краеведческий музей ст. Динской.

          Введение предмета Основы православной культуры в классах казачьей направленности позволяет на более высоком уровне проводить духовно–нравственное оздоровление и воспитание учащихся.
      Предмет Основы православной культуры – это культурологический (светский) курс, который не ставит перед собой цели привлечь детей к религии, он  знакомит учащихся с нравственными и духовными основами православия как культурообразующей религии. Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Она  отличает русскую цивилизацию от иных мировых традиций. Изучение православной традиции позволит школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём состоит её уникальность.

    Опыт показывает, что дети часто не готовы воспринимать знания духовно-нравственного характера. Поэтому нужно попытаться через знакомые им образы  показать все доброе и красивое в нашем порой жестоком мире. Постепенно нужно подвести ребенка к мысли, что традиции добра и красоты связаны с христианством.(Приложение 12)

     В нашем классе предмет Основы православной культуры  является кружковым занятием. Планирование составлено по программе учебного предмета «Православная культура». Автор – Шевченко Л.Л. Большим подспорьем и дополнением являются материалы газеты «Свечечка». О том, чтобы класс был обеспечен этим периодическим изданием, позаботились родители.

     Чтобы решать задачи физического развития детей, необходимо, помимо уроков физкультуры, чтобы дети посещали спортивный кружок. Кружок «Казачьи забавы» посещали 100% учащихся класса. При его планировании  учитывались возрастные особенности детей.

 

                         «Казачьи забавы»

Дата.

Тема занятия.

Примечания.

 

 

Строевая подготовка

 

 

1.

Строевая подготовка. Казачьи заповеди.

2ч.

 

3.

Строевая подготовка. Разучивание отрядной песни.

2ч.

 

5.

Строевая подготовка. Эстафеты с мячом.

2ч.

 

7.

Строевая подготовка. Игра «Лапта».

2ч.

 

9.

Строевая подготовка. Выполнение команд в строю.

2ч.

 

 

 Групповые игры без разделения на команды.

 

 

11.

 

 Игра «Хозяюшка и гостья». Игра «Черного и белого не брать, да и нет не говорить».

2ч.

 

13.

14.

 «Пятнашки».

«Салки».

2ч.

 

15.

16.

«Салки в два круга».

«Ловушка».

2ч.

 

17.

18.

«Капканы».

«Коршун и наседка».

2ч.

 

19.

20.

«Охотник и сторож».

«У медведя во бору…»

2ч.

 

21.

22.

«Мы – ребята-казачата…»

«Два мороза».

2ч.

 

23.

24.

«Воробьи – попрыгунчики».

«Второй лишний».

2ч.

 

 

Командные игры.

 

 

25.

26.

 «Успей взять кеглю».

«Сбей мяч».

2ч.

 

27.

28.

«Перестрелка».

«Передача мяча по кругу».

2ч.

 

29.

«Мяч среднему».  «Перемена мест».

2ч.

 

 

                Игры-эстафеты.

 

 

31.

32.

«Бег по кочкам».

«Посадка овощей».

2ч.

 

33.

«Скорый поезд». «Бег сороконожек».

2ч.

 

36.

Эстафеты с мячом.  «Рак пятится назад».

2ч.

 

38.

«Эстафета со шваброй». «Иголка и нитка».

2ч.

 

 

В пути. На привале. На отдыхе.

 

 

40.

41.

Строевая подготовка.

Разучивание речёвок.

2ч.

 

42.

43.

«Круговорот».

«Бегом вокруг колонны».

2ч.

 

44.

45.

«Горелки на ходу».

«Посмотри и запомни».

2ч.

 

46.

47.

«Нас не слышно и не видно».

«Друг-дружок, уступи дубок».

2ч.

 

48.

49.

«Невидимки».

«Найди флажок».

2ч.

 

 

Забытые игры.

 

 

50.

51.

«Ямки».

«Чиж».

2ч.

 

53.

54.

«Игра в камешки».

«Попади в ямку».

2ч.

 

 

Игры  разных народов.

 

 

55.

56.

Русская игра «Лунки».

Украинская игра «Аисты».

2ч.

 

57.

58.

Белорусская игра «Золотое зернятко».

Молдавская игра «Чут-Гут».

2ч.

 

59.

60.

Казахская игра «Мыршим».

Таджикская игра «Сафед-Чубак».

2ч.

 

61.

62.

Туркменская игра «Аксак-Таук».

Узбекская игра «Чапан-Куль».

2ч.

 

63.

64.

Киргизская игра «Аркан-Тартыш».

Литовская игра «Квинта».

2ч.

 

65.

66.

Эстонская игра «Тетушка из Таллина».

Латышская игра «Балтени».

2ч.

 

67.

68.

Грузинская игра «Саке-Бурты».

Азербайджанская игра «Чухур».

2ч.

 

69.

Армянская игра «Берд».Полюбившиеся игры разных народов.

2ч.

 

 

Подражательные игры.

 

 

71.

72.

«Угадай, что делали».

«Пантомима».

2ч.

 

73.

74.

«Мы тоже можем так».

«Гостьюшка».

2ч.

 

 

Строевая подготовка.

 

 

75.

Шаг в строю с речевкой

и песней.

2ч.

 

77.

Выполнение поворотов на месте и в движении.

2ч.

 

79.

80.

Просмотр фильма. Казачья выправка.

Казачья форма.

2ч.

 

81.

82.

Шаг в строю.

Выполнение команд.

2ч.

 

83.

Состязания юных казачат.

2ч.

 

85.

День любимых игр.

2ч.

 

87.

Игры – шутки.

2ч.

 

 

 В основном это игровая тематика, что  способствует повышению интереса детей к школьным занятиям, а соответственно и школьной мотивации. Но самое главное – дети в любое время года имеют возможность укреплять свое здоровье, занимаясь играми на свежем воздухе. (Приложение14).

      Строевая подготовка- это неотъемлемая часть работы в казачьем классе. Для выполнения этой задачи использовались возможности уроков музыки, физической культуры и кружка «Казачьи забавы»(Приложение 15).

     Воспитательная работа в классе планируется по следующим направлениям:

«Мой дом, моя семья, мои друзья». Запланированы мероприятия, связанные с семейными отношениями, праздниками, родословной, отношениями с друзьями:

- День пожилого человека (подготовка поделок- подарков, разучивание стихов о дедушках и бабушках),

-«Милая, хорошая, дорогая самая» ( ко Дню матери)

-Друг в беде не бросит. Игра.

-Утренник ко Дню Защитника Отечества.

- Классный час « Мои обязанности в семье»

-Классный час « К тебе в гости пришёл друг»

- Концерт к Дню Победы.

        В раздел «Моя школа, мой класс» входят все общешкольные мероприятия, работа по организации самоуправления в классе, распределение обязанностей между членами коллектива, классные праздники.

1)      «Зеленый мир». Это работа по наблюдению за природой – экскурсии, сбор природного материала, подготовка материала для календаря погоды.

2)      «Я имею право». Мероприятия этого раздела относятся к правовому воспитанию. Работа базируется на знакомстве с книгой А.Усачева «Приключения маленького человечка («Всеобщая декларация прав человека» в пересказа для детей)»

3)      «На зарядку становись!»

4)      «Казачий край». Это основной раздел воспитательного плана класса казачьей направленности. Здесь запланировано участие во всех районных  и сельских мероприятиях, связанных с казачеством, классные праздники данной тематики, поездки и экскурсии по историческим местам края, семейные конкурсы, связанные с казачьей направленностью.

         В этом году наш класс, не смотря на возраст, будет в третий раз принимать участие в районном смотре-конкурсе казачьих классов. (Приложение 16) И хотя нам не удалось стать победителями, участие дает много воспитательных моментов для детей.

         Большим событием для детей стало этим летом участие в праздновании районного «Дня урожая». Дети готовили стихи и песни для встречи гостей в Красносельском курене (Приложение 17)
        17 октября этого года класс принял участие в праздновании Дня образования Кубанского казачьего войска, который широко отмечался в Динском районе. Так как в селе нет своего казачьего общества, мероприятия проводились силами казачьего класса. Было подготовлено выступление на школьной линейке и проведен классный час «Мы с тобой казаки!».(Приложение 18)

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

Работа с родителями учащихся

 

 

Уроки кубано-ведения

 

Региональ-ный компонент на других уроках

 

 

Кружок «История казачества»

 

 

Казачий класс

 

 

Кружок «ОПК»

 

 

Спортивный кружок «Казачьи забавы»

 

 

Воспита-тельная работа в классе.

 

Участие в районных и сельских меропри-ятиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Казачьи заповеди.

 

Никогда не обижай слабого, не воюй с ним.

 

Не трать своей души на ненависть, зависть.

 

Будь послушным, будь опрятным.

 

Будь законопослушным, но помни – душа твоя принадлежит только Богу, и да не проникнет в нее зло человеческое.

 

Храбрые всегда добрые, потому как они сильные.

 

Люби Россию, ибо она твоя мать и ничто в мире не заменит тебе ее.

 

Люби все, что с ранних лет ты  впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Кубани.

 

Человеку с малых лет плохо, если корней у него нет.

У любого человека должны быть, кроме родителей, четыре корня:

                              -родная земля,

                              -родной язык,

                              -родная культура,

                              -родная история.

 

Приложение 3.

 

Устав казачьего класса.

 

Юные казачата обязаны:

 

1.Выполнять устав казачьего класса.

2.Добросовестно учиться, изучать историю родной Кубани, ее традиции праздники, культуру, обычаи.

3.Знать свою Родословную.

4.Соблюдать школьную дисциплину.

5.Уважительно относиться к людям старшего поколения и своим сверстникам.

6.Защищать младших и помогать им.

7.Бережно относиться к окружающей среде.

8.Беречь имущество школы.

9.Принимать активное участие в жизни школы и села.

 

 

Приложение 4.

Урок кубановедения.(Игра «Поле чудес»).

Тема: «Разнообразие животного мира Кубани. Заповедники и заказники».

Цель: посредством игры прививать детям интерес к природе родного края, любовь к своей малой родине, желание побольше узнать и стремление расширять свой кругозор за счет дополнительных источников информации.

 

                                             Сценарий урока.

     Наша игра посвящена животному миру нашего края .В давние-давние времена, когда почти вся земля  была покрыта густыми лесами, здесь жили огромные буйволы, важные жирафы, мирно паслись верблюды, у воды можно было встретить носорога, сотрясалась земля под могучей поступью слона, а в горных пещерах устраивали свои логова саблезубые тигры. Одни из них вымерли, другие перебрались в далекие края.

     Но и сейчас множество животных летает, плавает, бегает и ползает в степях реках морях, горах и лесах. И все они очень интересные – от маленьких мышей до огромных зубров.

 

     Загадки для 1 тура. (Три отгадавших являются участниками первого тура)

  1. От цветка к цветку порхает,

       утомилась-отдыхает.

                                           (Бабочка)

  1. На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…

                                      (Скворец)

                  3.По горам, по долам

                     Ходит шуба да кафтан.

                                                               (Овца)

Задание для 1 тура.

Это маленькое животное поет и очень мелодично. Люди часто принимают его пение за посвист птиц. После соответствующих опытов ученые установили, что диапазон их звуков равен двум октавам.

 

                                                 М   Ы  Ш Ь

Справка.

Грызунов на Кубани живет много. Мыши – это грызуны. Они бывают разные – домовые, полевые и лесные. Кроме мышей в нашем крае живут крысы, хомяки, тушканчики, сони, ондатры и кроты.

 

Загадки для 2 тура.

  1. Маленький мальчишка

      В сером армячишке,

      По дворам шныряет,

      Крохи собирает.

                                             (Воробей)

2.В одежде богатой

   Живет без оконца,

   Да сам слеповатый,

   Не видывал солнца.

                                              (Крот)

3.Лесники ее котят

   Взять домой не захотят,

   Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,

         Потому что это …

                                                        (Рысь)

 

Задание для второго тура.

Эту птицу не любят люди. Им не нравится ее голос и глаза. Считается, что она приносит беду. На самом деле эта птица помогает людям не остаться без хлеба.

 

                                              С  О  В  А

Справка.

С 1964года в России совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полевок, которые способны уничтожить тонну зерна. Особенно эти птицы важны для Кубани – житницы России. Птиц на Кубани очень много. И все-таки многие виды исчезают. В Красную книгу Краснодарского края занесено более 30 видов, которые находятся на грани вымирания. Это пеликан, сип белоголовый, стервятник, беркут, осоед, орел-карлик, филин и другие.

 

Загадки для 3 тура.

 

1.Сероспиный, красногрудый,

    В зимних рощах обитает.

    Не боится он простуды,

    С первым снегом прилетает.

                                            (Снегирь)

2.Вот иголки да булавки

    Вылезают из-под лавки.

    На меня они глядят,

    Молока они хотят.

                                     (Ежик)

3.Окраской сероватая,

   Повадкой вороватая,

   Крикунья хрипловатая,

   Известная персона,

   Зовут ее …

                                       (Ворона)

 

Задание для третьего тура.

Теплое, хорошо прогретое солнцем море, где водятся промысловые рыбы- белуга, семга, севрюга, ставрида.

                                     А  З  О  В  С  К  О  Е

Справка.

Черное и азовское моря тесно связаны между собой. Многие виды рыб кочуют из одного моря в другое. В этих морях насчитывается около 160 видов рыб. Более 60 имеют промысловое значение. Здесь обитают севрюга, ставрида, камбала, тюлька, хамса, собачья акула, а также мидии, актинии, медузы.

 

Игра со зрителями.

Травоядное животное, живущее высоко в горах.

                                        Т  У  Р

Справка.

Спасаясь от врагов, туры совершают огромные прыжки, до 15 метров, и, падая с горных круч, стараются приземлиться не на ноги, а на свои мощные рога.

 

Финальная игра.

Место на Кубани, где нельзя охотиться, ловить рыбу, собирать грибы, ягоды и даже травы. Там ученые изучают природу и пытаются установить число тех животных,  которых осталось очень мало.

 

К  А  В  К  А  З  С  К  И  Й     З  А  П  О  В  Е  Д  Н  И  К

 

Справка.

Кавказский государственный биосферный заповедник расположен на северных и южных склонах Главного Кавказского хребта. Его площадь примерно 260 тысяч гектаров. Его основные цели- охрана природы, восстановление численности ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя. Заповедник был создан в 1924 году.

 

Чтение детьми стихотворения В. Нестеренко «Мой край».

Подведение итогов игры.

Награждение победителей.

 

Приложение 5.

Урок чтения.1 класс.

Тема: «Как хорошо уметь читать». (С использованием произведений кубанских авторов)

Цель: прививать интерес к  печатному слову. Познакомить детей с литературным творчеством Кубанских поэтов. Воспитывать любовь к Родине. Развивать творческие способности учащихся.

 Сценарий урока.

  1. Вступительное слово.

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней как о замечательном сокровище, не всегда ценим ее. Но вдумайтесь. Книга – это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия. Она не только знакомит нас с прошлым, но и позволяет разобраться в настоящем и, словно крылья, уносит в будущее.

На страницах книг мы можем увидеть любой уголок нашей необъятной Родины.

        Особенно приятно, когда в описании вдруг проглянет картина родного села, излучина местной речушки, знакомый пейзаж или лицо.

        Сегодня у нас конкурс на лучшее стихотворение кубанского автора о нашей малой родине, о родном крае.

 

          2.Учитель заранее подбирает детям стихотворения кубанских поэтов В.Нестеренко, В.Подкопаева, В.Бакалдина, Т.Голуб, К. Обойщикова, В. Неподобы, И.Вараввы. Дети разучивают стихи дома, на занятии кружка выполняют рисунки каждый к своему стихотворению.

          3. Конкурс на лучшее чтение стихотворения кубанских поэтов.

Обсуждение с детьми, чье чтение стихотворения им понравилось больше.

Вручение победителям «Медалей победителей», остальным учащимся – «Медалей участников».

           4. На доске – выставка рисунков детей к стихам кубанских поэтов.

Обсуждение с детьми, чей рисунок заслуживает награды.

Вручение жетонов «Юный художник».

           5. «Конкурс отгадаек».Загадки Владимира Нестеренко

Когда растет, то дарит тень,

А если спилят, будет пень.

                                       (Дерево)

По деревьям ловко скачет,

А в дупло орешки прячет.

                                          (Белка)

Мычать умеет, а молока не имеет.

                                          (Бык)

Рыжий мех, пышный мех,

Кто его хозяйка?

Кто в лесу хитрее всех?

Ну-ка , угадай-ка!

                                         (Лиса)

Что сказать о великане?

Проживает в океане.

Чем известен великан?

Часто бьет над ним фонтан.

                                            (Кит)

  6. Прослушивание литературного произведения. Кубанская сказка «Добрая девушка».

  7. Рисование к сюжету прослушанной сказки.

  8. Организация выставки рисунков.

 

Приложение 6.

 «История казачества». Планирование кружковой работы в 1 классе.

Составлено на основе:

Ситдикова Н.В. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края

Ростов – на – Дону, издательство «БАРО-ПРЕСС», 2005 год.

 

Дата

Тема занятия

Примечания

1.

 

Край Краснодарский, край казачий. Вводное занятие.

 

2.

 

Я – из семьи казаков.

 

3.

 

Стихи кубанских поэтов.

 

4.

 

Конкурс стихов о Кубани.

 

5.

 

Разучивание отрядной песни.

 

6.

 

Легенды и были Черноморья. Пшада.

 

7.

 

Природа нашего края.

 

8.

 

Рисование на тему «Природа нашего края»

 

9.

 

Принятие присяги на верность казачеству.

Поездка в г. Краснодар

10.

 

Краснодар – столица Кубани. Рисование по впечатлениям от поездки.

 

11.

 

Времена года на Кубани.

 

12.

 

Кубань – здравница России.

 

13.

 

Легенды и были Черноморья. Легенда о тополе, гранате и кипарисе.

 

14.

 

Рисование на тему «Легенда о тополе, гранате и кипарисе».

 

15.

 

Первые поселения на Кубани. Курганы и дольмены.

 

16.

 

Легенды и были Черноморья. Жемчужина Горгиппии.

 

17.

 

Рисование на тему «Жемчужина Горгиппии.»

 

18.

 

Кто такие казаки.

 

19.

 

Жилища казаков.

 

20.

 

Внутреннее убранство казачьей хаты.

 

21.

 

Мужской казачий костюм.

 

22.

 

Костюм казачек.

 

23.

 

Рисование на тему «В казачьей хате».

 

24.

 

Легенды и были Черноморья. Как сын перенес больного отца через горы.

 

25.

 

Рисование на тему легенды.

 

26.

 

Казачья пища.

 

27.

 

Конкурс казачьих рецептов.

С участием родителей

28.

 

Семейный быт.

 

29.

 

Семейный спортивный конкурс «Казачьи потехи»

С участием родителей

30.

 

Обряды и праздники на Кубани.

 

31.

 

Рисование на тему «Праздники на Кубани».

 

32.

 

Народные промыслы и ремесла.

 

33.

 

Рисование на тему «Труд казаков».

 

34.

 

Традиции и обычаи казаков.

 

35.

 

Казак и родители.

 

36.

 

Отношение к старшим.

 

37.

 

Конкурс вежливых наук.

 

38.

 

Рождение казака в семье.

 

39.

 

Конкурс на звание «Казачок».

С участием родителей

40.

 

Воспитание женщин – казачек.

 

41.

 

Конкурс «Рукодельница».

С участием родителей

42.

 

Казак в быту.

 

43.

 

Рисование на тему «Казак в быту»

 

44.

 

Казачья честь.

 

45.

 

Конь и кинжал для казака.

 

46.

 

Этикет у казаков.

 

47.

 

Посещение музея в ст. Динской.

Экскурсия

48.

 

Кубанская речь.

 

49.

 

Рассказы кубанских писателей.

 

50.

 

Народное поэтическое творчество.

 

51.

 

Конкурс казачьих пословиц.

 

52.

 

Музыкальная жизнь края.

 

53.

 

Разучивание отрядной песни.

 

54.

 

Разучивание казачьих песен.

 

55.

 

Разучивание казачьих песен.

 

56.

 

Изучение истории края .Е.Д.Фелицын.

 

57.

 

Посещение музея имени Е. Д. Фелицына                в  г. Краснодаре.

Экскурсия

58.

 

Художники Кубани.

 

59.

 

Посещение музея имени Ф.А. Коваленко.

Экскурсия

60.

 

Участие казаков в войнах.

 

61.

 

Рисование на тему «Казак в бою».

 

62.

 

Кубань – житница России.

 

63.

 

Утренник «Хлеб – всему голова».

 

64.

 

Легенды и были Черноморья. Абрау – Дюрсо.

 

65.

 

Кубань олимпийская. Конкурс рисунков.

 

66.

 

Легенды и были Черноморья. Долина счастливых родников.

 

67.

 

Игра – путешествие «По родному краю».

 

68.

 

Итоговое занятие. Наша Родина – Кубань.

 

 

 

 

 

 

 


Конструктор сайтов - uCoz